Летний оздоровительный период 2024

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь

Подготовка к летнему оздоровительному сезону

В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании продолжительность летнего оздоровительного периода (летних каникул) в учреждении дошкольного образования составляет 92 дня.

Организация деятельности учреждений дошкольного образования в летний период требует тщательной подготовки со стороны управлений (отделов) образования, спорта и туризма, организаций здравоохранения, учреждений дошкольного образования, а также межведомственного взаимодействия с соответствующими структурными подразделениями Министерства по чрезвычайным ситуациям (территориальными управлениями по чрезвычайным ситуациям), Министерства внутренних дел (Государственная автоинспекция) и др.

Медицинские работники организаций здравоохранения и педагогические работники учреждений дошкольного образования взаимодействуют по вопросам обеспечения летнего оздоровления воспитанников через организацию и контроль санитарно-эпидемиологического режима, распорядка дня, питания, санитарного состояния помещения и др.

свернуть

Рекомендации по организации и проведению образовательной работы

В период летнего оздоровления приоритетным является организация деятельности детей физкультурно-оздоровительной и художественно-эстетической направленности, которая осуществляется в специально организованных формах, регламентированных типовым учебным планом дошкольного образования, по соответствующим образовательным областям («Физическая культура», «Искусство») и нерегламентированной деятельности воспитанников, включающей:

- самостоятельную деятельность в условиях созданной педагогическими работниками предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей каждому ребенку возможность выбрать деятельность по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

- организованную педагогическим работником деятельность детей, направленную на решение образовательных задач.

Физкультурно-оздоровительная работа включает:

- утреннюю гимнастику;

- физкультурные занятия (игрового, сюжетного, тематического вида);

- подвижные игры и физические упражнения на прогулке;

- активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья);

- самостоятельную двигательную деятельность;

- закаливание.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно на воздухе. В ее содержание с учетом возрастных особенностей воспитанников могут быть включены:

- комплекс общеразвивающих упражнений;

- обыгрывание сюжета;

- 3-4 подвижные игры;

- физические упражнения с использованием полосы препятствий, простейших тренажеров;

- оздоровительный бег на участке;

- элементы ритмической гимнастики, танцевальные движения, хороводы и др.

В летний период создаются благоприятные условия для двигательной активности детей и усиления оздоровительного воздействия физических упражнений.

Физкультурные занятия на воздухе направлены на:

- повышение адаптивных и функциональных возможностей организма воспитанников на основе комплексного использования физических упражнений, подвижных игр в сочетании с природными средствами оздоровления (солнце, воздух, вода, климатические условия) и гигиеническими факторами (наличие спортивной одежды и обуви, гигиена мест проведения занятий и др.);

- расширение двигательного опыта детей; закрепление и совершенствование упражнений в ходьбе, беге, прыжках, лазаньи, метании; развитие физических качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости); овладение элементами спортивных игр, техникой спортивных упражнений за счет оптимального и вариативного применения предметной физкультурно-развивающей среды, адекватной возрасту и способностям воспитанников.

При организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке особое внимание следует уделять индивидуальной работе с воспитанниками. Подбор материала необходимо осуществлять с учетом особенностей двигательного развития детей раннего и дошкольного возраста. Вариантами организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке являются:

Комплекс подвижных игр (2-3 игры) и физических упражнений с определенной направленностью (в том числе сюжетной): профилактика нарушений осанки и плоскостопия; развитие координационных способностей; развитие физических качеств; совершенствование двигательных умений и навыков (выполнение знакомых движений в новых сочетаниях, из необычных исходных положений, в необычных условиях и т. п.).

Элементы спортивных игр (баскетбол, футбол, настольный теннис, городки и др.) и спортивные упражнения (катание на велосипеде, самокате, плавание и др.).

Игры с элементами спортивного ориентирования.

Комплекс подвижных игр (2-3 игры) с разными видами основных движений, развивающих творческую активность и самостоятельность воспитанников.

Активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья) как форма коллективного, деятельного отдыха, комплексно решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, способствует развитию у детей умения творчески использовать двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, побуждает каждого ребенка к максимальному проявлению своих способностей.

Тематика физкультурно-массовых мероприятий на воздухе должна отражать специфику летнего оздоровления.

Самостоятельная двигательная деятельность является одним из структурных компонентов двигательного режима в учреждении дошкольного образования. Именно в этом виде деятельности ребенок в наибольшей степени может проявить уровень своих двигательных, игровых, коммуникативных умений. Самостоятельная двигательная деятельность возникает по инициативе ребенка и проходит под наблюдением взрослого, при его косвенном руководстве. Для ее разнообразия в период летнего оздоровления необходимо создание следующих условий:

- включение в режим дня времени на самостоятельную двигательную деятельность (утром, после завтрака, на прогулках, после сна, в разных видах деятельности);

- обеспечение необходимым спортивным инвентарем (оборудованием) для выполнения физических упражнений на воздухе;

- предоставление достаточного места для движений, выполнения физических упражнений;

- индивидуализация (дифференциация) физических упражнений с учетом уровней (гиперподвижные, малоподвижные, оптимально подвижные дети) и типов двигательной активности воспитанников.

Художественно-эстетическая работа включает:

- изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование, детский дизайн);

- музыкальную деятельность воспитанников;

- ознакомление с произведениями художественной литературы и фольклора.

При организации изобразительной деятельности воспитанников в летний оздоровительный период важным является:

- рассматривание произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, отображающих красоту летней природы;

- проведение художественно-дидактических игр, направленных на развитие у детей представлений о форме, цвете;

- экспериментирование с изобразительными, природными и дополнительными материалами;

- включение в образовательный процесс творческих заданий, способствующих развитию творческого воображения воспитанников (придумывание новых образов, подбор цветовых сочетаний, дополнение ранее созданных сюжетов с помощью разнообразных материалов и техник, рисование с натуры (деревьев, цветов), мелками на асфальте, палочками на песке);

- освоение нетрадиционных техник рисования (граттаж, пальцевая живопись, монотипия, пластилинография, набрызг, флоротипия, ниткография и др.);

- лепка из глины, пластилина, соленого теста (объемные изображения, декоративные пластины);

- аппликационная деятельность (создание плоскостных, полуобъемных изображений; объемных аппликаций в технике бумажной пластики (из полос, смятой бумаги; аппликаций с элементами флористики и др.);

- конструирование техническое (из конструктивного материала, деталей конструкторов) и художественное (из бумаги, картона, природного и дополнительного материалов);

- детский дизайн: аранжировки (букеты, картины из растений, бижутерия из искусственного и природного материала и др.); дизайн одежды (проектирование масок, головных уборов, костюмов для праздников и развлечений); декоративно-пространственный дизайн (интерьер кукольного уголка, создание декоративных панно и др.).

В летний оздоровительный период с целью создания эмоционального комфорта детей целесообразным является:

- включение изобразительной деятельности в детские праздники;

- проведение развлечений, которые включают экспериментирование детей с изобразительными и природными материалами, содействуют закреплению представлений о видах, жанрах искусства, средствах художественной выразительности, конкурсов с различными номинациями;

- организация творческих мастерских, занимательных игротек, игр с песком.

В летний оздоровительный период при организации музыкальной деятельности воспитанников важным является:

- использование музыки в режимных моментах;

- фоновое звучание полюбившихся детям вокальных и инструментальных произведений;

- проведение музыкально-дидактических игр и заданиймузыкальных викторин;

- включение в образовательный процесс музыкальных произведений, воплощающих «летние» образы (А. Вивальди, П.И. Чайковского и др.);

- сольное и коллективное музицирование;

- самостоятельная музыкальная деятельность детей (исполнение песен и танцев, организация сюжетно-ролевых игр с «музыкальными» сюжетами).

На прогулке, экскурсии организовываются музыкальные игры под пение, хороводы, музицирование на самостоятельно изготовленных игрушках-инструментах (шейкеры с разнообразными наполнителями, мини-кастаньеты и барабанчики), с использованием бытовых предметов (расческа, ведерко, шуршащая бумага и целлофан); музыкально-творческие игры, предполагающие использование «первоэлементов» музыки - хлопков, притопов, щелчков и т.п., вокальные и двигательные импровизации, связанные с наблюдаемыми явлениями.

Виды музыкальных игр, используемых в музыкальной деятельности:

- Коммуникативные музыкальные игры, игры-танцы.

- Музыкальные игры с пением, хороводы.

- Подвижные музыкальные игры, содержание которых направлено на: развитие и формирование представлений о музыкальной форме, музыкальных жанрах, танцевальных движениях; развитие музыкально-творческих способностей.

- Игры с музыкальными инструментами.

- Музыкальные игры-релаксации.

В летний оздоровительный период с целью создания эмоционального благополучия воспитанников работники учреждения проводят фольклорные праздники, развлечения и другие мероприятия.

В работе с детьми дошкольного возраста в летний период особое значение имеет приобщение детей к произведениям художественной литературы и фольклора. Произведения художественной литературы и фольклора, рекомендуемые учебной программой дошкольного образования, включаются во все режимные процессы и виды детской деятельности.

 

свернуть

Распорядок дня в летний период

Распорядок дня на теплый период года

1-ая младшая группа (2-3 года)

 

Процессы жизнедеятельности

время

Прием, осмотр детей, игры на площадке, самостоятельная двигательная деятельность, утренняя гимнастика

07.30-08.10

Гигиенические процедуры, подготовка к завтраку, завтрак

08.15-08.45

Подготовка к прогулке, прогулка, игры, физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая деятельность с детьми, самостоятельная двигательная деятельность, закаливающие мероприятия

Второй завтрак

08.45-11.30

 

10.00

Возвращение с прогулки, гигиенические процедуры

11.30-11.50

Подготовка к обеду, обед

11.30-12.20

Подготовка ко сну, дневной сон

12.20-15.00

Постепенный подъем, закаливающие мероприятия, самостоятельная двигательная деятельность, гигиенические процедуры

15.00-15.25

Подготовка к полднику, полдник

15.25-15.50

Подготовка к прогулке, прогулка, развлечения, самостоятельная двигательная деятельность, игровая деятельность

15.50-17.30

Уход детей домой

17.30-18.00

 

Распорядок дня на теплый период года

2-ая  младшая группа (3-4 года)

                                                                                          

Процессы жизнедеятельности

время

Прием, осмотр детей, игры на площадке, самостоятельная двигательная деятельность, утренняя гимнастика

07.30-08.15

Гигиенические процедуры, подготовка к завтраку, завтрак

08.25 -08.45

Подготовка к прогулке, прогулка, игры, физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая деятельность с детьми, самостоятельная двигательная деятельность, закаливающие мероприятия

Второй завтрак

08.45 -11.40

 

10.00

Возвращение с прогулки, гигиенические процедуры

11.40-11.55

Подготовка к обеду, обед

11.50-12.20

Подготовка ко сну, дневной сон

12.20-15.00

Постепенный подъем, закаливающие мероприятия, самостоятельная двигательная деятельность, гигиенические процедуры

15.00-15.25

Подготовка к полднику, полдник

15.30-15.45

Подготовка к прогулке, прогулка, развлечения, самостоятельная двигательная деятельность, игровая деятельность

15.45-17.30

Уход детей домой

17.30-18.00

 

Распорядок дня на теплый период года

средняя группа (4-5 лет)

 

Процессы жизнедеятельности

время

Прием, осмотр детей, игры на площадке, самостоятельная двигательная деятельность, утренняя гимнастика

07.30-08.20

Гигиенические процедуры, подготовка к завтраку, завтрак

08.25 -08.45

Подготовка к прогулке, прогулка, игры, физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая деятельность с детьми, самостоятельная двигательная деятельность, закаливающие мероприятия

Второй завтрак

08.45 -11.50

 

10.00

Возвращение с прогулки, гигиенические процедуры

11.50-12.05

Подготовка к обеду, обед

11.50-12.30

Подготовка ко сну, дневной сон

12.30-15.05

Постепенный подъем, закаливающие мероприятия, самостоятельная двигательная деятельность, гигиенические процедуры

 

15.05-15.35

Подготовка к полднику, полдник

15.30-15.55

Подготовка к прогулке, прогулка, развлечения, самостоятельная двигательная деятельность, игровая деятельность

15.55-17.30

Уход детей домой

17.30- 18.00

 

Распорядок дня на теплый период года

старшая группа (5-6 лет)

 

Процессы жизнедеятельности

время

Прием, осмотр детей, игры на площадке, самостоятельная двигательная деятельность, утренняя гимнастика

07.30-08.35

Гигиенические процедуры, подготовка к завтраку, завтрак

08.35-08.50

Подготовка к прогулке, прогулка, игры, физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая деятельность с детьми, самостоятельная двигательная деятельность, закаливающие мероприятия

Второй завтрак

08.50 -12.00

 

10.00

Возвращение с прогулки, гигиенические процедуры

12.00 -12.10

Подготовка к обеду, обед

12.10 -12.50

Подготовка ко сну, дневной сон

12.50 -15.10

Постепенный подъем, закаливающие мероприятия, самостоятельная двигательная деятельность, гигиенические процедуры

15.10-15.30

Подготовка к полднику, полдник

15.30 -16.00

Подготовка к прогулке, прогулка, развлечения, самостоятельная двигательная деятельность, игровая деятельность

16.00 -17.30

Уход детей домой

17.30-18.00

 

 

 

свернуть